Авторизация на сайте

Трансформация этой структуры может служить обобщающим индикатором глубины и социальной направленности проводимых реформ. Задачи этого доклада заключаются в том, чтобы, во-первых, охарактеризовать современную структуру российского общества, во-вторых, оценить важнейшие сдвиги, происшедшие в ней по сравнению с советским периодом, иными словами социоструктурные результаты трансформационного процесса в России. Общей целью моей работы является изучение той проекции социальной структуры, которая непосредственно связана с трансформационным процессом, то есть фиксирует"моментное состояние" определяющих его развитие сил. Иными словами, мне хотелось бы выделить, идентифицировать и эмпирически изучить группы, различающиеся не только функциями в разделении труда и формальным социально-экономическим статусом, но и ролью в текущих институциональных преобразованиях, характером социально-инновационной деятельности и реактивно-адаптационного поведения. Речь идет о группах, принимающих прямое участие в преобразовании общественных институтов в том числе их инициирующих , группах, более или менее успешно адаптирующихся к преобразованиям, закрепляя и корректируя своим поведением их результаты, а также о группах, не обладающих ни средствами, ни возможностями влиять на происходящие сдвиги и потому являющихся не столько субъектами, сколько"объектами", или своего рода"заложниками" реформ. Исследование социально-трансформационной структуры столь сложного объекта как российское общество требует многоэтапной 1 Исследование проводится при финансовой поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда проект. Здесь я хотела бы остановиться в основном на группе вопросов, связанных с трансформацией"вертикального среза" общества.

3.5. Бнзнес-слой в российском обществе

Исследование проблем социальной стратификации общества сегодня является приоритетным в российской социологии. Модернизация общества, как переход от одной формы его существования к другой посредством проведения реформ и инноваций, сопровождается появлением новых социальных слоев и групп в системе стратификации, в том числе менеджеров. В связи с этим повышенный интерес представляет изучение тенденций формирования социального слоя менеджеров, его статусных характеристик и позиционирования в структуре модернизирующегося российского общества.

Широкомасштабные реформы, происходящие в России и ее регионах, обусловили, прежде всего, становление рыночных институтов, в том числе и менеджмента, как принципиально иного подхода к управлению, соответствующего рыночным условиям. Менеджмент, как профессиональный вид деятельности по управлению людьми в отраслях экономики, где предполагается получение прибыли как конечного результата, подразумевает наличие субъектов управления — менеджеров.

наиболее массовых социальных слоев, также и новообразованный “ бизнес-слой”: мелких Разумеется, не только отождествление государства и общества с российского общества были выделены четыре иерархических слоя: . Заславская Т.И. Трансформация социальной структуры российского.

Москва,"Дело", , страниц Из вступительной статьи Т. Заславская родилась 9 апреля г в г Киеве. Работавший под ее руководством отдел социальных проблем со временем стал одним из ведущих социологических коллективов страны и получил широкую известность за рубежом. Предмет научных поисков Т. Заславской постоянно расширялся и усложнялся: В начале х гг. Заславская в дополнение к традиционной парадигме социально-экономического анализа предложила новую экономико-социологическую парадигму, основанную на концепции социального механизма развития экономики как процесса взаимодействия общественных групп, занимающих разное положение и имеющих разные интересы.

Т.И. Заславская Социальная структура современного общества, Сочинения из Социология права

Заказать новую работу Оглавление . Человек в роли предпринимателя. Предприниматели как совокупность социальных групп. Определение социальной группы предпринимателей. Предпринимательский и средний класс в России. Общество является объектом социологии.

Татьяна Заславская: Структура российского общества через призму от государства и олигархов бизнес-слой российского общества.

Однако такой вывод справедлив только для кратковременной перспективы, когда действительно нельзя ожидать ни существенного улучшения социального самочувствия, ни формирования преобладающего среднего класса. Что же касается более отдаленной перспективы, то между Россией и Украиной существует важное различие, которое может значительно увеличить время продвижения последней к развитой экономике и формированию среднего класса. Собственно, среди них и следует искать реальный ресурс среднего класса, сопоставимого со средним классом в развитых демократических государствах, поскольку только представители этой категории населения имеют реальный опыт достижения такого уровня материального благосостояния, который бы их вполне устраивал.

Это лишний раз подтверждает современное маргинальное положение большинства представителей новых социальных групп, рожденных рыночной социальной стихией, но этой стихии не доверяющих. Но более вероятна искренняя неуверенность большинства людей в том, что они живут хорошо. Маргинальность новой социальной группы определяется прежде всего стадией ее развития и соответствующей мерой интеграции с общей социальной структурой.

В связи с этим рассмотрим основные стадии развития новой группы — от ее воникновения до полной интеграции или распада. Возникновение общего для определенной части членов общества интереса в связи с теми или иными социальными изменениями. Демонстрация этого интереса отдельными представителями данной группы, становящимися лидерами группы, и появление общего для всех членов группы названия.

Институционализация группового интереса — выработка атрибутики и групповых норм, их согласование или конфликт со статусно-ролевой иерархией в обществе. Конфликт с интересами других групп: Внутренняя дифференциация группы по интересам. Что касается оценки положения среднего класса в социальной структуре постсоветского общества, то его положение определяется началом второй стадии развития, когда фиксируются отдельные разрозненные попытки демонстрации интереса этого немногочисленного социального слоя, но еще не появились лидеры, способные консолидировать и выразить интересы.

Об этом, в частности, свидетельствует ограниченная поддержка политических партий и движений электоратом.

Т.И. Заславская. Бизнес-слой российского общества

Изменились и продолжают меняться отношения собственности и власти, перестраивается механизм социальной стратификации, идет интенсивная смена элит, на общественную сцену выходят новые социальные группы, растет слой маргиналов, расширяется"социальное дно", все более криминализуются экономические отношения. Соответственно меняются групповые интересы, способы поведения, социальные взаимодействия.

Эти, на первый взгляд разрозненные явления на деле являются разными сторонами процесса социальной трансформации российского общества как целостной социальной системы. Важнейшими характеристиками этой системы служат, во-первых, социальная структура, то есть состав, положение и отношения определяющих ее развитие групп и, во вторых, стратификация или расположение названных групп на иерархической шкале социальных статусов.

Основными критериями статуса общественных групп, а соответственно и социальной стратификации общества, принято считать: Критерии социальной стратификации не могут не отражать переходный характер нынешнего этапа российской истории.

общесоциологические и методологические подходы к исследованию .. Заславская Т.И. Бизнес - слой российского общества: понятие, структура.

Соотношение вертикальной и горизонтальной проекций трансформационной структуры России государственнические силы, олигархические силы, коммуно-патриотические силы, либерально-демократические силы, социал-демократические силы, криминальные силы. Макроагенты трансформационного процесса В предыдущих главах были проанализированы сначала вертикальный, а затем горизонтальный срезы трансформационной структуры России.

Теперь пришла пора рассмотреть, как эти срезы соотносятся друг с другом, какова мера их взаимозависимости, то есть насколько сильна связь между уровнем социального статуса акторов и характером их культурно-политического менталитета. К сожалению, надежных эмпирических данных об этом нет. Анализ научной литературы позволяет лишь сформулировать исходную гипотезу того, какие культурно-политические силы имеют наибольшее влияние или играют ведущую роль в каждом из социальных слоев.

Формирование такой гипотезы логически представляет собой исходный пункт исследования трансформационной структуры общества см. Политическое пространство России за полгода до выборов: В элитном слое мы видим две наиболее мощные культурно-политические силы — государственническую и олигархическую. Кроме того, значимо влияние криминальных сил. Демократические и коммуно-патриотические силы в правящей элите представлены слабо.

Верхний слой имеет сходную структуру, но отличается еще большим влиянием криминальных сил. В правящую элиту их представителям проникать труднее. Средний слой российского общества идеологически наиболее гетерогенен.

Социальное дно

Полупредприниматели, занимающиеся предпринимательством лишь часть времени, составляющие около половины бизнес-слоя, а другую — работающие по найму. Большинство бизнес-слоя еще не выделилось из категории работников наемного труда. Конституирующими признаками предпринимательства выступают деятельность, направленная на получение прибыли; свобода и автономность экономических решений; самостоятельный характер деятельности, выражающийся в личном риске и личной ответственности.

Предприниматели как самостоятельная социальная группа российского общества операционализируются по критериям социальной стратификации: Предприниматели — это собственники капитала, лично руководящие предприятиями или бизнесом. Хотя менеджеры и предприниматели из одной и той же породы людей, между ними есть различия, наложенные характером работы:

социологическом изучении общественных процессов и явлений. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность.

Лидеры уголовного мира и экономической преступности 6. Члены преступных группировок Рассматриваемая группа представляет тот клан правящей элиты, которому удалось одержать победу в борьбе за власть и собственность с другими кланами. Тесные социальные, экономические и личные связи представителей этого клана придают ему социальную целостность и определенное культурно-политическое единство. Однако интегративные тенденции тормозятся острыми внутриклановыми противоречиями, связанными с противоположностью экономических интересов отраслевых, региональных и финансово-промышленных комплексов.

К тому же общие интересы клана часто приносятся в жертву личной алчности, толкающей его представителей на откровенно противоправные действия, вплоть до продажи военным противникам оружия и даже пленных. Главный ресурс данной группы - власть, обладание которой в условиях России открывает надежный путь к приумножению доходов и собственности. Представители этой группы заинтересованы, в сохранении собственного места во властных структурах, удержании властных позиций клана, а также в укреплении силы и властных функций государства, пусть и ценой ущемления демократии.

Отсюда - стремление, с одной стороны, расширить права президента до уровня самодержца, а с другой, превратить его в свое орудие и подчинить своим клановым интересам. Признанные качества клана"Семьи", все еще продолжающего править Россией - политический цинизм, пренебрежение законом, аморальность, уверенность во всесилии денег и безнаказанности своих деяний. Его деятельность направлена, прежде всего, на сохранение своего места у власти, недопущение ее перехода к новой команде, формируемой Президентом.

средние слои в современной россии

В связи с этим ведется анализ происходящих в настоящее время процессов трансформации социально - структурных отношений общества по различным критериям, новых форм социального расслоения, радикальных изменений в тенденциях и направлениях социальной мобильности, ценностных ориентаций личностей и групп, моделей их поведения.

Объектами изучения являются конкретное состояние и уровень интеграции и дезинтеграции в социальном пространстве общества, его отдельных элементов, их иерархической соподчиненности. Особое внимание уделяется объективной диалектике отношений равенства - неравенства между элементами социально-стратификационной структуры на различных уровнях российского социального пространства.

Социальная структура и социальная стратификация. Различные критерии социальной стратификации Социальная структура - важнейшая проблема социологической науки. Социальная стратификация важнейший компонент социальной структуры.

Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: поня тие, структура, идентификация // Экономические и социальные перемены: Мониторинг.

Менеджеры 5,53,62,03,83,0 Бизнес-слой 10, , , , ,5 Сравнение состава бизнес-слоя в постсоциалистических странах см. Первую составляют страны с развитой рыночной экономикой и зрелым предпринимательским слоем - Венгрия и Чехия, вторую - страны, лишь начинающие переход к рынку - Болгария, Словакия и Россия. Итак, международное сравнение свидетельствует о сильном отставании России. Многие ученые пытались разгадать внутренние стимулы предпринимательской деятельности, полагая, что в этом кроется успех в бизнесе.

Они наблюдали за поведением выдающихся менеджеров и бизнесменов. В конце Х Х в. В середине ХХ в. Аткинсон связали успешность в предпринимательской деятельности с потребностью мотивацией к достижению. Потребность в достижении обозначает состояние состязания с некоторым эталоном, внутреннее стремление превзойти его. Предпринимателей характеризует, наряду с активной потребностью в достижении, способность взять на себя ответственность.

Аткинсон выделяет три условия, при которых появляется мотив достижения: Наибольшего успеха в экономике добиваются тогда и там, когда и где у людей высока сила мотива к достижению.

Архив научных статей

Содержание представлений о малом бизнесе как социальном феномене расширяется, уточняется параллельно с развитием бизнес-процессов и превращением предпринимателей в значимую социальную и экономическую силу. К теме феномена предпринимательства обращались многие отечественные ученые: Шумпетер были представлены исходные положения о феномене предпринимательства. В процессе содержательного анализа установлено, что сущность, функции предпринимательства трактуются исследователями по-разному: В этой связи выявлено противоречие: Поэтому существует потребность детализированного и многоаспектного исследования этого социального феномена в России, его места и роли в социально-экономической системе, его функциональных особенностей и социального потенциала.

Предпринимательский и средний класс в России. 13 IV. Заславская Т. И. Бизнес-слой российского общества: понятие, структура, идентификация.

Согласно принятой академиком Т. Заславской гипотезе, российское общество состоит из четырех социальных слоев: Под верхним слоем понимается, прежде всего, реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах.

Их объединяют факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ. Правда, большинство его представителей не обладают ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, высоким социальным престижем.

К тому же пока этот слой слишком малочислен, чтобы служить гарантом социальной стабильности. Однако полноценный средний слой в России может сформироваться лишь на основе социальных групп, сегодня образующих соответствующий протослой. Это мелкие предприниматели, полупредприниматели, менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие. Базовый социальный слой очень массивен.

Он охватывает более двух третей российского общества.

Дешевая эпоксидка для литья